О системе - АИБС "Фолиант"
СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА
АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ
ФОРМАТЫ И СТАНДАРТЫ

АИБС ФОЛИАНТ ЭТО :

  • Система автоматизации всех процессов работы библиотеки на основе взаимосвязанного функционирования различных модулей (АРМ) системы

  • Возможность использования в библиотеках любого типа (от национальных до школьных) и в корпоративных проектах.

  • Широкие возможности для адаптации к условиям работы конкретной библиотеки

  • Настраиваемый, комфортный, дружественный пользовательский интерфейс

  • Модульная организация системы - возможность как одновременного, так и постепенного внедрения системы и отдельных АРМ

  • Безопасность - контроль доступа к данным по категориям пользователей

  • Управляемость - настройка, в том числе удаленная, основных параметров системы

  • Поддержка технологии корпоративной каталогизации

  • Создание и ведение электронных библиотек полнотекстовых документов

СОСТАВ СИСТЕМЫ

АРМ «Администратор»

  • Управление основными параметрами системы (поддержка формата RUSMARC, управление бланками документов, словарями, авторитетными файлами, тезаурусами)

  • Регистрация пользователей системы, определение и управление их правами

  • Управление базами данных электронного каталога как локальными (наименования, комментарии, правила формирования), так и удаленными (наименования, форматы записей, кодировка, способ доступа)

  • Управление поисковыми индексами баз данных (названия, правила формирования и использования, комментарии)

АРМ «Каталогизатор»
  • Полная поддержка российского формата RUSMARC. Ведение баз данных библиографических записей в формате RUSMARC

  • Каталогизация любых видов документов, включая специальные виды (аудио- и видеоматериалы, ноты, электронные ресурсы, т.д.)

  • Поддержка UNICODE и возможность каталогизации на нескольких языках

  • Технология быстрого копирования библиографических записей при каталогизации многотомных, продолжающихся, периодических изданий и при создании аналитики

  • Удобный механизм массового редактирования библиографических записей

  • Формирование типовых выходных форм (каталожные карточки всех видов, формуляры, списки и т.п.). Создание и настройка с учетом специфики библиотеки любых шаблонов документов (списков, бюллетеней и т.п.)

  • Оригинальная технология формировани любых библиографических указателей с возможностью предварительной сортировки записей по любому набору полей. Возможность использования шаблонов, которые заранее легко настраиваются пользователями

  • Возможность подключения внешних авторитетных файлов

  • Возможность каталогизации заимствованием записей из внешних источников. В АРМ встроен механизм заимствования записей из источников данных с использованием протокола Z39.50. Это обеспечивает кооперацию в реальном времени библиотек, имеющих АИБС с поддержкой протокола Z39.50

  • Конвертирование библиографических записей RUSMARC < = >USMARC

  • Загрузка /выгрузка MARC записей из/в файл в соответствии со стандартом ISO2709 в любой кодировке, включая UNICODE

АРМ «Поиск в ЭК»
  • Не требует установки специального программного обеспечения. Читатель может работать на любом компьютере, подключенном к Интернет, используя любой Интернет браузер (например, MS Internet Explorer)

  • Богатый набор возможностей по составлению поисковых запросов

  • Поиск документов на нескольких языках

  • Предоставление результатов поиска (библиографических записей и полнотекстовых документов) в разных форматах (краткая форма, RUSMARC, HTML)

  • Предоставление информации о наличии и местонахождении различных экземпляров документа, о текущем статусе экземпляров документа (занят, свободен)

  • Возможность формирования типовых, а также, с учетом специфики конкретной библиотеки, выходных форм в формате MS Word (листки читательских требований, списки и т.д.)

  • Поддержка безбумажной технологии формирования заказа на выдачу документов в подразделениях библиотеки

АРМ «Комплектование»
  • Учет библиотечного фонда (поступления/списания) и ввод первичных данных для ведения КСУ

  • Ведение электронной инвентарной книги

  • Формирование различных выходных форм в формате MS Excel (акты поступлений в фонд, акты списания, листы КСУ, листы инвентарных книг и т.д.)

  • Передача описаний для каталогизации

  • Передача описаний периодических изданий в электронный каталог с последующей регистрацией поступлений

АРМ «Движение фонда»
  • Учет распределения фонда по отделам библиотеки

  • Сверка фонда

АРМ «Учет читателей и книговыдача»
  • Регистрация, перерегистрация читателей

  • Использование расширенных сведений о читателе, включая фото, с учётом специфики конкретной библиотеки

  • Внедрение электронного читательского билета и возможность создания единого читательского билета для нескольких библиотек города

  • Приём, выдача, продление и учёт выданной читателям литературы с использованием технологии штрих-кодирования читательских билетов и единиц хранения

  • Контроль сроков выдачи, получение сведений о задолженностях

  • Получение всевозможных статистических данных о книговыдаче, количестве посещений и обращений и т.п.

АРМ «МБА»
  • Учет поступивших заказов, регистрация их исполнения и отслеживание отправленных/возвращенных документов библиотекой, выполняющей заявки

  • Оформление заказов и контроль их выполнения библиотеками, подающими заявки

АРМ «Книгообеспеченность»
  • формирование статистики по библиотечному фонду учебных заведений с учетом их контингента учащихся и учебных планов

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ

  • Многоуровневая архитектура "клиент-сервер" на основе СУБД Oracle 8i

  • Возможность разделения серверного ресурса между библиотеками, что позволяет существенно снизить стоимость приобретения и эксплуатации системы

  • Поддержка протокола Z39.50

  • Полная поддержка всех возможностей российского формата RUSMARC (Свидетельство Национальной Службы развития форматов RUSMARC)

  • Возможность формирования логических баз данных, организованных по произвольному набору критериев (например, по тематике) из более чем одной базы электронного каталога. "Логические" базы не нуждаются в дополнительном сопровождении. Т.о., можно иметь две структуры каталога: удобную для библиотекарей и удобную для читателей

  • Штрих-кодирование единиц хранения и электронные читательские билеты

  • Встроенный механизм автоматического обновления через Интернет версий программного обеспечения АРМов на рабочих местах пользователей системы

  • Возможность интеграции АИБС в систему управления ВУЗом

  • Отсутствие ограничений на количество одновременно подключенных АРМов, работающих пользователей, количество баз данных и библиографических записей

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА
Работа библиотеки с точки зрения системы разбита на три основные части: учет фонда и его использование, формирование электронного каталога, учет читателей.
За каждую часть отвечает своя группа АРМов.
За учет фонда - АРМы “Комплектование”, “Движение фонда”, “Книговыдача” (находится в рамках АРМа “Учет читателей и книговыдача”).
За формирование электронного каталога - АРМы “Администратор”, “Каталогизатор”, ”Поиск в ЭК”.
За учет читателей - соответственно АРМ “Учет читателей и книговыдача”.

Эти группы АРМов имеют “слабую” связь друг с другом. “Слабую” в том смысле, что данные, порождаемые в каждой из групп, не являются строго обязательными для функционирования другой. Т.е можно заниматься созданием электронного каталога, без формирования данных о фонде (данных об инвентарных номерах и бар кодах), и наоборот, можно внедрять задачи ведения учета фонда, книговыдачи без наличия библиографий на издания.

Такой подход позволяет существенно сократить сроки внедрения системы. Формирование связи между этими группами можно начать в любой момент внедрения системы.

АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ
Система построена в архитектуре “клиент-сервер” в качестве ядра используется РСУБД Oracle. Клиентами выступают приложения для MS Windows (все АРМы за исключением АРМ “Поиск”) и для Linux (АРМ “Поиск”, поддержка сервера Z39.50)

В силу того, что большая часть обработки данных производится SQL сервером, не предъявляется высоких требований к телекоммуникациям (для комфортной работы библиотеки со штатом в 10-15 человек достаточно канала в 128 кбит/с).

Система спроектирована таким образом, что позволяет разделять серверный ресурс (много библиотек используют один SQL сервер), что позволяет существенно снизить стоимость эксплуатации системы для небольших библиотек. С другой стороны возможно разделение задач системы на несколько SQL серверов, что позволяет оптимизировать вложение средств при развитии системы в крупной библиотеке. Причем это разделение может быть произведено на любом этапе эксплуатации системы.

Система предполагает использование ряда корпоративных ресурсов. Сервер обновлений – обеспечивает автоматическую смену версий программного обеспечения для всех АРМов, всех библиотек использующих АИБС “Фолиант”.

Корпоративный SQL сервер - содержит перечень библиотек, использующих АИБС “Фолиант”, сведения о библиографии создаваемой в этих библиотеках, обеспечивает “быстрый” доступ к этой библиографии по ключу (ISBN, ISSN).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Сервер:
CPU: Intel 500 или аналогичный,
RAM - не менее 256Mb,
HDD - не менее 8 Гб SCSI
OC - любая, поддерживаемая Oracle Standart Edition 8
СУБД - Oracle Standart Edition 8.0.5 и выше
Клиент:
HDD - не менее 100 Мб свободного пространства
RAM - не менее 64Mb
ОС - Windows 98/Me/2000/XP

ФОРМАТЫ И СТАНДАРТЫ
Внутренним форматом хранения данных в системе является формат RUSMARC,
возможен экспорт/импорт библиографии в формате USMARC.

Система поддерживает создание библиографий согласно ГОСТам:
1. ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
Ранее:
ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления;
ГОСТ 7.16-79 СИБИД. Библиографическое описание нотных изданий;
ГОСТ 7.18-79 СИБИД. Библиографическое описание картографических произведений;
ГОСТ 7.34-81 СИБИД. Библиографическое описание изоизданий;
ГОСТ 7.40-82 СИБИД. Библиографическое описание аудиовизуальных материалов. Теперь они объединены в один 7.1-2003

2. ГОСТ 7.80-2000 СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

3. ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.

4. ГОСТ 7.51-98 СИБИД. Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в издании. Состав, структура данных и издательское оформление.

5. ГОСТ 7.12-93 СИБИД, Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила.

6. ГОСТ 7.11-78 СИБИД. Сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании произведений печати.

7. ГОСТ 7.83-2001 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

8. ГОСТ 7.59-90 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации. Этот документ сейчас пересматривается и в ближайшее время будет заменен.









о системе  -   как купить  -   где используют  -   поддержка  -